Гражданская оборона в системе воспитания детей
С каждым годом глобальные проблемы, противоречия между человеком и природой, а также внутри общества, оказывают всё большое влияние на социальные институты. Кроме того, несмотря на развитие цивилизации, война всё еще остается в числе средств разрешения конфликтов, что создаёт серьёзную угрозу для человечества. Одновременно с этим в наши дни понятие гражданская оборона перестало быть понятием исключительно военного времени. Система гражданской обороны растёт и совершенствуется в ответ на вызовы, связанные с развитием военных технологий, ростом и усложнением технологических и производственных цепочек, урбанизацией и, как следствие, повышением риска возникновения аварий, катастроф и несчастных случаев.
В мирное время гражданская оборона функционирует посредством единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, решая задачи социальной направленности, в первую очередь, ориентированных на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях. Своевременная подготовка органов управления и сил гражданской обороны к действиям по предназначению, внедрение передовых технологий, разработка и корректировка планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведение учений и тренировок в области гражданской обороны и защиты населения обеспечивают преимущество во времени реагирования при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Основными мероприятиями, проводимыми в целях защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются: своевременное оповещение населения о возможных угрозах, информирование его о порядке действий в критических (нестандартных) ситуациях, создание и своевременное освежение средств индивидуальной защиты, резервов и запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны, а также проведение эвакуации пострадавшего населения из опасных зон.
Следует отметить, что недостаточная осведомленность населения о возможных угрозах, действиях в условиях ЧС и других нестандартных ситуациях, пренебрежение отдельными нормами и правилами поведения приводит к человеческим жертвам, материальным потерям и ущербу для окружающей среды.
Согласно исследованиям и статистическим данным стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты и террористические акты создают нагрузку на психологическое и физическое здоровье населения. Врачи и психологи, имеющие опыт работы в зонах бедствий, отмечают, что дети составляют от 20 до 25% от общего числа пострадавших. Это объясняется их повышенной уязвимостью и неспособностью самостоятельно справляться с травмирующими событиями.
При этом знания о действиях в случае возникновения пожара, аварии или технологического сбоя, правилах использования средств индивидуальной защиты и эвакуации необходимо доносить работникам, путём инструктажей и учений на предприятиях, а также неработающему населению посредством сетей учебно-консультационных пунктов, где граждане могут получить необходимую информацию о возможных угрозах, действиях в экстремальных ситуациях, и получить практические навыки по оказанию первой помощи. Дети, как самые уязвимые члены общества, нуждаются в особом внимании в вопросах безопасности.
Забота о безопасности ребенка – это ежедневный труд родителей, воспитателей, учителей и любого взрослого человека. Вкладывая время и усилия в обучение, мы помогаем детям расти уверенными в себе и защищенными. Знания в области гражданской обороны — это не просто слова, а личная безопасность каждого члена общества, в первую очередь детей. Ребёнок более склонен к панике и не всегда может адекватно оценить опасность. Поэтому важно с раннего возраста прививать навыки безопасности.
Посредством бесед детям необходимо рассказать о различных чрезвычайных ситуациях, таких как пожар, землетрясение, наводнение, авария на химическом предприятии, террористический акт. При этом, в сложившихся реалиях нашего времени, важно акцентировать их внимание, как правильно реагировать в таких ситуациях, как действовать в случае обнаружения взрывоопасных или других неизвестных устройств или предметов, рассказывать об основах оказания первой помощи.
При воспитании детей, собственный пример – лучший способ привить чувство ответственности, сострадания и умение принимать правильные решения в экстремальных ситуациях, ведь как известно они усваивают не только то, чему их учат, а и то, что они наблюдают. Дети воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят дома, внимательно наблюдают за нашими поступками и впоследствии ведут себя так же. Если мы хотим видеть определенные черты в своем ребенке, то самый эффективный путь - развить эти качества в самих себе, как пример для подражания. И чтобы добиться желаемого, начать необходимо с воспитания себя.
Гражданская оборона в России ведет долгую историю, основываясь еще на традиции общественной взаимопомощи, семейных ценностях, социальном сплочении людей для преодоления трудностей в развитии страны и общества.
Подводя итог становится очевидно, что всё это объединяет одна цель - преданное служение делу и общественному благу, спасение жизней и обеспечение стабильного и безопасного развития государства и не даром первой задачей гражданской обороны является подготовка населения в области гражданской обороны, где роль семьи и система воспитания детей играет одну из ключевых ролей.